Болото, охраняемое государством
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
На 7-х краеведческих чтениях, проводимых управлением образования администрации Новобурасского района, представлялись работы наших юных земляков – школьников. В каждом населенном пункте нашего района есть люди, интересующиеся и увлекающиеся местным колоритом – историей, природой, легендами. В поселке Бурасы живет Елена Дорошенко, ученица 5 А класса. Помимо общеобразовательной школы Лена посещает музыкальную по классу «фортепиано», танцевальный и театральный кружки.
Она любит математику, историю, биологию, занимается в «Точке роста» по программе «юный эколог». Ее работа про Моховое болото написана самостоятельно, Лена использовала доступную литературу, рассказы местных жителей, своих родных. Ее мама, учитель биологии Татьяна Геннадьевна Дорошенко, помогала в сборе материала, передала ей записи собственных учителей – Нины Сергеевны Борисовой, Нины Васильевны Козловой. В итоге получилась интереснейшая работа для районной конференции краеведения, думаем, что для читателей районной газеты она так же будет интересна.
Природа Саратовской области и Новобурасского района уникальна и очень красива.
Кажется удивительным и неправдоподобным существование «настоящего» болота в нашей лесостепной засушливой зоне. Но такое болото есть в Новобурасском районе, расположено оно примерно в 3 километрах от станции Бурасы. Моховое болото. Ученые предполагают, что это самое южное болото на Юго-Востоке нашей страны.
Это уникальное болото охраняется государством и замечательно тем, что является «единственным настоящим кочкарно-торфяным болотом в юго-восточной засушливой лесостепи». Памятником природы!
История образования болота как легенда. Много веков назад, в период днепровского оледенения, на этом месте было озеро. Об этом можно прочесть в книге В. И. Горцева.
Шло время, ледник растаял, оставив после себя обломочную породу. Такая порода попала в озеро, «подняла» его дно. Таяние ледника вызывало изменения климата, а это влияло на растительный покров. Многократно теплолюбивые виды сменялись северными, отмирала одна растительная ассоциация, подготавливая собой почву для следующей. Растительность захватывала поверхность воды и продвигалась в глубь озера. А на дне скапливались гниющие остатки растений. В процессе их разложения вода и почва обеднялись кислородом и питательными веществами, создавалась определенная биологическая среда, благоприятная для торфообразующих растений, которые, в свою очередь, способствовали развитию болота. Доказательством такого сложного неразрывного процесса в природе могут служить растения, которые встречаются здесь, на Моховом болоте.
Составлен список флоры Мохового болота, собранных в охранной зоне, по результатам экспедиции 21-22 июля 2004 г., организованной районным краеведческим музеем. В ней принимали участие д.б.н., профессор В. А. Болдырев, к.б.н А. П. Забалуев, инженер Е. А. Архипова.
Здесь уживаются вместе редкие для нашей зоны растения, их лесные, луговые, степные представители. Много северных видов, совсем не свойственных нашему краю: сабельник болотный, кипрей болотный, подмаренник болотный, вейник сероватый, дудник лесной, несколько видов вербейника, береза повислая и береза пушистая, ива розмаринолистная, ива пятитычинковая и ива пепельная, крушина ломкая. Среди них главными торфообразователями является некоторые виды осоки и мхи: зеленые и сфагновые. Сфагновый мох представляет собой прямой тонкий стебелек с пучками веточек, сплошь покрытых мелкими листиками. Клетки стебля и листьев имеют особое строение и приспособлены к интенсивному впитыванию воды. Все растение напоминает фитиль, по которому легко и быстро поднимается вода. Сфагнум всасывает влагу не только из почвы, но и атмосферную (дождь, туман) и удерживает ее долгое время. Сухой мох, напитываясь водой, увеличивает свой вес в 17-20 раз, а иногда и больше. В засушливое время клетки отдают влагу, но не теряют своей жизнедеятельности.
Незнание всей научной и природной ценности Мохового болота, его экологии при активной хозяйственной деятельности вблизи него может привести к необратимым последствиям и разрушительным процессам в мире растений и животных.
Так, в далеком для нас, 1971 году Владимир Алексеевич Елистратов, заступив на должность директора Новобурасского мехлесхоза решил осушить никчемное вроде бы в середине лесного массива болото. Но, разрабатывая проект, собирая материалы, он сделал для себя важное открытие – Моховое болото – ботанический заказчик и подлежит охране.
Владимир Алексеевич из своих размышлений о Моховом болоте и наблюдений сделал следующие выводы: площадь Мохового болота не изменяется, лес на него не наступает. Интересно, что огромная чаша размером в 27 га весной во время таяния снега никогда не переполняется и никакие ручьи отсюда не вытекают. Это ли не доказательство чрезвычайной влагоемкости болотных растений! Весной, заслоненное лесом от холодных ветров, а может быть, еще по какой причине, болото начинает рано зеленеть, намного раньше, чем окружающая природа. Оно гостеприимно принимает стаи перелетных птиц, бывает даже, что отдыхающие птицы заполняют всю поверхность чистой воды. Здесь постоянно гнездятся дикие утки. На кочках около глубоких заполненных водой ям можно увидеть клубки греющихся на солнце гадюк и ужей. В ином месте может встретиться тропа: лоси устроили водопой. В ста метрах от болота некоторое время был расположен лесхозовский питомник –пушистая ярко-зеленая щетка крохотных сосен и елей. Давно замечено, что деревца в этом питомнике растут очень хорошо и даже в самые засушливые годы их ни разу не приходится поливать. Но, в силу непроезжей дороги весной, его перенесли ближе к Новым Бурасам.
Трудно оценить влияние болота на всю окружающую природу, но оно, несомненно, и, скорее всего, благоприятно. Болото является своеобразным резервуаром воды, регулятором гидрологического режима большой территории. Впитывая в себя, как губка, зимние и летние осадки, оно, вероятно, постепенно отдает влагу почве. Так что не только для ботаников, но и для гидрогеологов, географов заказник представляет научный интерес, и они тоже могли бы выработать практические рекомендации для лесоводов.
Работая над данной темой, мы наткнулись на весьма интересные записи школьного архива п. Бурасы Вот некоторые выдержки выпускников 70-х годов.
«Павел Семенович Крюков и его жена Мария Васильевна выросли и большую часть жизни прожили в поселке Ивановском, который располагался в километре от болота. Крюковы рассказывали страшные истории, которыми их пугали в детстве. Сейчас про русалок и леших уже не услышишь. Да и сам поселок перестал существовать: его жители перебрались на станцию Бурасы или в райцентр, поразъехались.
Из рассказов Павла Семеновича о себе:
– Мой отец был лесорубом, бондарем, лапотником, в общем, всю жизнь работал с деревом. Бывало, кто ни попросит отца квашонку сделать, пахталку или бочку, никогда не откажет, сделает. Вот от него-то и у меня жизнь связана с лесом. С малых лет работал вместе с отцом. Когда началась Великая Отечественная война, попал в десантники на Северо-Западный фронт – туда как раз и требовались крепкие, «лесные» парни. Вернулся домой в 1943 году инвалидом. Устроился на работу в лесхоз. Болото, конечно, мы с мальчишками излазили вдоль и поперек. Летом, в жару оно немного подсыхает и по кочкам можно ходить. Было время, в засушливые годы на нем траву косили. А в 1936-м случился сильный пожар. Помню, тушили тракторами, канавы рыли. Подземный пожар был коварный: вроде бы загасят его, ни дыма, ни огня не видать, а провалишься нечаянно – такой жар охватит!»
Этот факт, услышанный от старожила, вероятно тоже небезызвестен науке. Подземный пожар может свидетельствовать о наличии торфа в болоте. Он, несомненно, повлиял на дальнейшее заболачивание местности, так как пожарище, обгорелые останки растений способствовали этому.
Учебник «Биологическое краеведение» также утверждает, что в самом центре болота- открытая водная поверхность, не высыхает даже в самый жаркий период лета. А площадь болота по последним данным составляет 149,1 га.
В 2006 г. велись работы по изучению ценных объектов природы, а результаты этой деятельности легли в основу Законов Правительства Саратовской области «Об особо охраняемых природных территориях». Наше болото получило статус – природный микрозаповедник урочище «Моховое болото».
Наше болото недостаточно изучено учеными, окончательный вывод об истории его развития еще только предстоит сделать. Специалисты в области торфяников из Саратовского государственного университета имени Н. Г.Чернышевского до сих пор занимаются изучением торфяных болот на границе Саратовской и Пензенской областей, современная флора которых, нетипична и даже чужда ботанико-географичсекой зоне Юго-Востока. Постоянное изучение нашего Мохового болота может дать дополнительные разъяснения взаимоотношений леса и степи в прошлом, климатических изменений в нашей засушливой местности и многое другое. Чтобы найти ключ к некоторым загадкам природы, понять эволюцию болота, надо ознакомиться с его растительностью, произвести сложные анализы проб ила и торфа. Каждый год новобурасский лес и болото посещают студенты биологического факультета университета. Они-то, в первую очередь, и оказывают помощь в изучении растительного мира, занимаются его описанием.
Раз Моховое болото – памятник природы, об этом люди должны знать!
Важно, чтобы Моховое болото бережно сохранялось на нашей земле, чтобы не нарушалась живая ткань природы, чтобы, имея такие памятники, человек и дальше учился разумно строить свои отношения с природой.
Она любит математику, историю, биологию, занимается в «Точке роста» по программе «юный эколог». Ее работа про Моховое болото написана самостоятельно, Лена использовала доступную литературу, рассказы местных жителей, своих родных. Ее мама, учитель биологии Татьяна Геннадьевна Дорошенко, помогала в сборе материала, передала ей записи собственных учителей – Нины Сергеевны Борисовой, Нины Васильевны Козловой. В итоге получилась интереснейшая работа для районной конференции краеведения, думаем, что для читателей районной газеты она так же будет интересна.
Природа Саратовской области и Новобурасского района уникальна и очень красива.
Кажется удивительным и неправдоподобным существование «настоящего» болота в нашей лесостепной засушливой зоне. Но такое болото есть в Новобурасском районе, расположено оно примерно в 3 километрах от станции Бурасы. Моховое болото. Ученые предполагают, что это самое южное болото на Юго-Востоке нашей страны.
Это уникальное болото охраняется государством и замечательно тем, что является «единственным настоящим кочкарно-торфяным болотом в юго-восточной засушливой лесостепи». Памятником природы!
История образования болота как легенда. Много веков назад, в период днепровского оледенения, на этом месте было озеро. Об этом можно прочесть в книге В. И. Горцева.
Шло время, ледник растаял, оставив после себя обломочную породу. Такая порода попала в озеро, «подняла» его дно. Таяние ледника вызывало изменения климата, а это влияло на растительный покров. Многократно теплолюбивые виды сменялись северными, отмирала одна растительная ассоциация, подготавливая собой почву для следующей. Растительность захватывала поверхность воды и продвигалась в глубь озера. А на дне скапливались гниющие остатки растений. В процессе их разложения вода и почва обеднялись кислородом и питательными веществами, создавалась определенная биологическая среда, благоприятная для торфообразующих растений, которые, в свою очередь, способствовали развитию болота. Доказательством такого сложного неразрывного процесса в природе могут служить растения, которые встречаются здесь, на Моховом болоте.
Составлен список флоры Мохового болота, собранных в охранной зоне, по результатам экспедиции 21-22 июля 2004 г., организованной районным краеведческим музеем. В ней принимали участие д.б.н., профессор В. А. Болдырев, к.б.н А. П. Забалуев, инженер Е. А. Архипова.
Здесь уживаются вместе редкие для нашей зоны растения, их лесные, луговые, степные представители. Много северных видов, совсем не свойственных нашему краю: сабельник болотный, кипрей болотный, подмаренник болотный, вейник сероватый, дудник лесной, несколько видов вербейника, береза повислая и береза пушистая, ива розмаринолистная, ива пятитычинковая и ива пепельная, крушина ломкая. Среди них главными торфообразователями является некоторые виды осоки и мхи: зеленые и сфагновые. Сфагновый мох представляет собой прямой тонкий стебелек с пучками веточек, сплошь покрытых мелкими листиками. Клетки стебля и листьев имеют особое строение и приспособлены к интенсивному впитыванию воды. Все растение напоминает фитиль, по которому легко и быстро поднимается вода. Сфагнум всасывает влагу не только из почвы, но и атмосферную (дождь, туман) и удерживает ее долгое время. Сухой мох, напитываясь водой, увеличивает свой вес в 17-20 раз, а иногда и больше. В засушливое время клетки отдают влагу, но не теряют своей жизнедеятельности.
Незнание всей научной и природной ценности Мохового болота, его экологии при активной хозяйственной деятельности вблизи него может привести к необратимым последствиям и разрушительным процессам в мире растений и животных.
Так, в далеком для нас, 1971 году Владимир Алексеевич Елистратов, заступив на должность директора Новобурасского мехлесхоза решил осушить никчемное вроде бы в середине лесного массива болото. Но, разрабатывая проект, собирая материалы, он сделал для себя важное открытие – Моховое болото – ботанический заказчик и подлежит охране.
Владимир Алексеевич из своих размышлений о Моховом болоте и наблюдений сделал следующие выводы: площадь Мохового болота не изменяется, лес на него не наступает. Интересно, что огромная чаша размером в 27 га весной во время таяния снега никогда не переполняется и никакие ручьи отсюда не вытекают. Это ли не доказательство чрезвычайной влагоемкости болотных растений! Весной, заслоненное лесом от холодных ветров, а может быть, еще по какой причине, болото начинает рано зеленеть, намного раньше, чем окружающая природа. Оно гостеприимно принимает стаи перелетных птиц, бывает даже, что отдыхающие птицы заполняют всю поверхность чистой воды. Здесь постоянно гнездятся дикие утки. На кочках около глубоких заполненных водой ям можно увидеть клубки греющихся на солнце гадюк и ужей. В ином месте может встретиться тропа: лоси устроили водопой. В ста метрах от болота некоторое время был расположен лесхозовский питомник –пушистая ярко-зеленая щетка крохотных сосен и елей. Давно замечено, что деревца в этом питомнике растут очень хорошо и даже в самые засушливые годы их ни разу не приходится поливать. Но, в силу непроезжей дороги весной, его перенесли ближе к Новым Бурасам.
Трудно оценить влияние болота на всю окружающую природу, но оно, несомненно, и, скорее всего, благоприятно. Болото является своеобразным резервуаром воды, регулятором гидрологического режима большой территории. Впитывая в себя, как губка, зимние и летние осадки, оно, вероятно, постепенно отдает влагу почве. Так что не только для ботаников, но и для гидрогеологов, географов заказник представляет научный интерес, и они тоже могли бы выработать практические рекомендации для лесоводов.
Работая над данной темой, мы наткнулись на весьма интересные записи школьного архива п. Бурасы Вот некоторые выдержки выпускников 70-х годов.
«Павел Семенович Крюков и его жена Мария Васильевна выросли и большую часть жизни прожили в поселке Ивановском, который располагался в километре от болота. Крюковы рассказывали страшные истории, которыми их пугали в детстве. Сейчас про русалок и леших уже не услышишь. Да и сам поселок перестал существовать: его жители перебрались на станцию Бурасы или в райцентр, поразъехались.
Из рассказов Павла Семеновича о себе:
– Мой отец был лесорубом, бондарем, лапотником, в общем, всю жизнь работал с деревом. Бывало, кто ни попросит отца квашонку сделать, пахталку или бочку, никогда не откажет, сделает. Вот от него-то и у меня жизнь связана с лесом. С малых лет работал вместе с отцом. Когда началась Великая Отечественная война, попал в десантники на Северо-Западный фронт – туда как раз и требовались крепкие, «лесные» парни. Вернулся домой в 1943 году инвалидом. Устроился на работу в лесхоз. Болото, конечно, мы с мальчишками излазили вдоль и поперек. Летом, в жару оно немного подсыхает и по кочкам можно ходить. Было время, в засушливые годы на нем траву косили. А в 1936-м случился сильный пожар. Помню, тушили тракторами, канавы рыли. Подземный пожар был коварный: вроде бы загасят его, ни дыма, ни огня не видать, а провалишься нечаянно – такой жар охватит!»
Этот факт, услышанный от старожила, вероятно тоже небезызвестен науке. Подземный пожар может свидетельствовать о наличии торфа в болоте. Он, несомненно, повлиял на дальнейшее заболачивание местности, так как пожарище, обгорелые останки растений способствовали этому.
Учебник «Биологическое краеведение» также утверждает, что в самом центре болота- открытая водная поверхность, не высыхает даже в самый жаркий период лета. А площадь болота по последним данным составляет 149,1 га.
В 2006 г. велись работы по изучению ценных объектов природы, а результаты этой деятельности легли в основу Законов Правительства Саратовской области «Об особо охраняемых природных территориях». Наше болото получило статус – природный микрозаповедник урочище «Моховое болото».
Наше болото недостаточно изучено учеными, окончательный вывод об истории его развития еще только предстоит сделать. Специалисты в области торфяников из Саратовского государственного университета имени Н. Г.Чернышевского до сих пор занимаются изучением торфяных болот на границе Саратовской и Пензенской областей, современная флора которых, нетипична и даже чужда ботанико-географичсекой зоне Юго-Востока. Постоянное изучение нашего Мохового болота может дать дополнительные разъяснения взаимоотношений леса и степи в прошлом, климатических изменений в нашей засушливой местности и многое другое. Чтобы найти ключ к некоторым загадкам природы, понять эволюцию болота, надо ознакомиться с его растительностью, произвести сложные анализы проб ила и торфа. Каждый год новобурасский лес и болото посещают студенты биологического факультета университета. Они-то, в первую очередь, и оказывают помощь в изучении растительного мира, занимаются его описанием.
Раз Моховое болото – памятник природы, об этом люди должны знать!
Важно, чтобы Моховое болото бережно сохранялось на нашей земле, чтобы не нарушалась живая ткань природы, чтобы, имея такие памятники, человек и дальше учился разумно строить свои отношения с природой.