Приземление в «заданном районе»
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Приземление в «заданном районе»
Запуская в космос Ю. А. Гагарина, никто не мог сказать точно, где он приземлится. Предполагалось – на территории Советского Союза и желательно в малонаселенной местности, где-то в районе Семипалатинска, недалеко от старта. Место посадки в Сообщении ТАСС не называлось. Просто написали: «…в заданном районе Севетского Союза».
Для поиска и спасения космонавта были созданы четыре поисковых группы, рассредоточенных на всей территории страны. Кроме этого, все военные округа были предупреждены о возможности приземления космонавта на их территории и распоряжением министра обороны они обязаны были выделить дополнительно технику для поиска и спасения космонавта.
Так как же это было 12 апреля 1961 года?
Не верьте тому, что, опускаясь на Землю, Юрий Алексеевич от избытка чувств запел песню «Родина слышит, Родина знает, где в облаках ее сын пролетает». Красиво, да? Это выдумки журналистов. Без преувеличения можно сказать, что первый космонавт возвращался «с того света», и ему в этот момент было не до песен, хотя он их очень любил.
Катапультируясь из кабины, Гагарин не сразу понял, куда он приземляется. Потом увидел большую реку, населенные пункты... Так это же Волга! Саратов и Энгельс! Конечно, он все узнал. Он летал здесь, когда был курсантом саратовского аэроклуба и членом первого отряда космонавтов. Всего год назад он здесь проходил парашютную подготовку. «Случилось, как в хорошем романе...» — писал он потом в «Дороге в космос».
Иногда спрашивают: наверно, не случайно Гагарина приземлили здесь? Здесь он летал, здесь он прыгал с парашютом. Местность для него очень знакомая.
Конечно, не случайно. Кто знал, в каком состоянии он будет возвращаться из космической невесомости. Знакомая местность как бы придавала ему силы.
Как стало известно позже, гагаринская орбита оказалась выше запланированной на 40-60 километров. Естественно, увеличилось расстояние и время полёта. В «Сообщении ТАСС» указывалось время полёта 89,1 минуты, а он летел 108 минут. Была реальность, что могло не хватить энергии тормозного двигателя на спуск корабля с орбиты. И тогда космонавт дней 10 скользил бы на поверхности атмосферы, пока не спустился на землю.
Ю. А. Гагарин мог приводниться в Волгу. Но хорошая парашютная подготовка выручила его: управляя стропами парашюта, он ушел от водной глади, по которой плыли большие льдины и стал приземляться в 1,5-2 километрах от берега.
Он увидел кабину корабля, приземлившуюся раньше примерно в 3-4 километрах. Упав на землю и погасив парашют, Гагарин крепко прижался к земле.
Все художники изображают его в этот момент веселым, радостным. Казалось, так должно и быть. А на деле, как свидетельствовал он сам, его охватил страх от совершенного необычного полета, ему не верилось, что все уже позади.