Эксперт ПИУ РАНХиГС о необходимости трансформации налоговой системы России

13:21 23 мая 2024
60
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Эксперт ПИУ РАНХиГС о необходимости трансформации налоговой системы России В России готовится глобальная модернизация налоговой системы. Задачу провести работу в этом направлении поставил Президент РФ. Основная цель — повышение эффективности всех выполняемых государством функций. Подготовкой поправок в налоговое и бюджетное законодательство займется Минфин России. При этом стимулирующие принципы налоговой политики сохранятся. Бизнес получит возможность пользоваться многочисленными налоговыми вычетами и льготными ставками. После реализации изменений налоговая система должна стать стабильнее, ее основные параметры будут зафиксированы на следующие шесть лет. Эксперт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, заведующий кафедрой финансов, кредита и налогообложения Александра Рындина отмечает: «Налог на доходы физических лиц занимает центральное значение среди налогов, уплачиваемых физическими лицами во всем мире. Поступления от данного налога в бюджетную систему государства составляют большую часть из всех налогов, уплачиваемых физическими лицами, что характеризует НДФЛ как один из важных источников доходов бюджета и один из главных инструментов государственного регулирования экономики. Налогу на доходы физических лиц присущ социальный характер, то есть он оказывает существенное воздействия на размер реальных располагаемых доходов населения и позволяет стимулировать устойчивость поступлений в бюджет посредством роста доходов граждан. Возникающие между населением и государством денежные отношения по поводу распределения национального дохода и мобилизации финансовых ресурсов в бюджет и внебюджетные фонды, предопределяют экономическую сущность налога на доходы физических лиц. Прямая зависимость поступлений НДФЛ от экономической ситуации в государстве, структуры занятости и особенностей взаимодействия работодателя и наемного работника обусловливает особенности возникающих проблем при исчислении данного налога и его администрирования, что предопределяет необходимость его трансформации. Как отмечает Росстат, Российская экономика выросла на 3,6% в 2023 году, а реальные располагаемые доходы — на 5,4%, сообщил Росстат. Оба показателя превысили прогнозы властей после сокращения на 1% годом ранее. В декабре Минфин заявлял, что по итогам 2023 года рост реальных располагаемых доходов составит 4,6%. В номинальном выражении доходы выросли на 10,9% и составили 50,3 тыс. руб. на душу населения, следует из данных Росстата. В структуре доходов в 2023 году традиционно преобладала оплата труда — ее доля достигла 59% (+1,5 п.п. по сравнению с 2022 годом). Также вырос вклад предпринимательской деятельности — на 1,1 п.п., до 6,8%, прочих денежных поступлений — на 1,3 п.п., до 10,3%. Наибольшее сокращение, напротив, продемонстрировали доходы от собственности — минус 3,4 п.п., до 4,4%, а вклад социальных выплат снизился на 0,5 п.п., до 19,5%. Надо отметить, что в настоящее время в налогообложении доходов физических лиц уже предусмотрена определенная прогрессия, предполагающая применение ставки 15% с доходов свыше 5 млн. руб. По данным Федеральной налоговой службы России, по итогам 2023 года в федеральный бюджет поступило 159,5 млрд рублей в качестве сборов по повышенной ставке НДФЛ в 15% (действует на доходы свыше 5 млн рублей). Это на 7% больше по сравнению с 2022 годом, когда в бюджет поступило 149 млрд рублей. Больше всего поступлений в федеральный бюджет от НДФЛ по ставке 15% пришлось на Москву — 78,8 млрд рублей, или 49,4% от всех поступлений этого налога в федеральный бюджет. В тройку лидеров также вошли Санкт-Петербург и Московская область. Согласно данным ФНС, больше всего поступлений в федеральный бюджет от уплаты повышенного НДФЛ были обеспечены дивидендами физлиц, превысившими 5 млн рублей — 68,7 млрд рублей. При этом Министерство финансов также прогнозирует приост на 117 млрд. руб НДФЛ и по итогам 2024 года, что составляет 72%. Являясь федеральным налогом, НДФЛ преимущественно формирует именно региональные бюджеты (85% в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации), именно поэтому его реформирование сейчас остро актуально. Как показывает статистика, за десять месяцев 2023 года собрали налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в сумме более 4,9 трлн руб., что на 13% больше, чем за тот же период 2022 года. Из них чуть более 4,8 трлн руб. осталось в бюджетах регионов. Общий прирост сборов НДФЛ в целом совпадает с ростом средней номинальной зарплаты на предприятиях страны, который, по данным Росстата, составил 13,2% за январь-сентябрь 2023 года к тому же периоду годом ранее. Такая ситуация обусловлена дефицитом кадров в отдельных отраслях, что вынуждало работодателей повышать заработную плату. На такую ситуацию указывает и ЦБ России в своем декабрьском докладе. Лидерами по динамике поступлений ключевых налогов (НДФЛ и налога на прибыль) выступили регионы с концентрацией ОПК (Чувашия, Курганская, Брянская, Тверская, Нижегородская области), а также регионы с металлургической специализацией (Липецкая и Мурманская области, где рост налога на прибыль превысил 1,4 раза), нефтегазовой специализацией (ХМАО – рост почти в два раза) и наличием транспортно-логистического комплекса (Забайкальский край и Бурятия). Президент в своем Послании к федеральному собранию 2024 года особое внимание уделил необходимости реформирования данного налога, разработки справедливой прогрессивной шкалы налогообложения, что позволит повысить социальное значение подоходного налогообложения. В контексте изменяющейся налоговой системы НДФЛ должен занять важное место с точки зрения достижения социальной справедливости». Источник фото: ru.freepik.com -- Пресс-служба Поволжского института управления РАНХиГС